Регионы
НовостиМненияАналитикаСервисыОбучениеО движенииСтать наблюдателемПоддержатьEn
Анна Юдина
Эксперт по выборам. Томская область
Коллаж: Ксения Тельманова

17-19 сентября в Томской области прошли сразу две масштабные кампании: выборы депутатов Государственной думы Российской Федерации и выборы в Законодательную думу Томской области. Традиционно такие крупные кампании вызывают больший интерес у избирателей, поэтому в этот раз явка составила более 40%. Поскольку общий контекст выборов в федеральный парламент можно отследить в аналитических отчетах движения, в итоговом заявлении более подробно обратимся к региональной кампании. Годом ранее в Томске прошли выборы в городскую Думу со скромной явкой, но необычными результатами — «Единая Россия» в гордуме потеряла 21 мандат. Результат не удалось повторить, как минимум потому, что региональные выборы всегда сложнее: округа масштабнее, а районы области в своих политических предпочтениях более консервативны и предсказуемы.

Выводы

Отчёт является итоговым по результатам долгосрочного и краткосрочного наблюдения выборов в Государственную думу РФ и Законодательную думу Томской области. В период всей кампании наше внимание было сосредоточено на контроле соблюдения избирательных процедур и избирательных прав граждан. Мы оценивали работу избирательных комиссий и использование административного ресурса. Смотрели, соблюдаются ли равные возможности для ведения избирательной кампании кандидатами. Следили за голосованием и подсчетом голосов. 

Мы не обнаружили грубых нарушений законодательства со стороны формальных субъектов избирательного процесса в ходе кампании, однако есть кейсы, требующие отдельного внимания. Например, вмешательство неформальных участников избирательного процесса в избирательные процедуры — речь идет об органах исполнительной власти и местного самоуправления. Для осуществления процедур краткосрочного наблюдения было подготовлено более 200 общественных контролеров в различных статусах.

Стоит однозначно резюмировать присутствие острой необходимости в обучении членов участковых комиссий. В этом году недостаток знаний отмечали они сами. Больше всего вопросов вызвали процедура «Мобильного избирателя», организация голосования вне помещения для голосования, процедура подсчёта и трактовка и исполнение инструкций по делопроизводству. 

Выборы в Законодательную думу Томской области

Выдвижение

На этапе выдвижения уже можно было определить явно конкурентные округа, однако часть голосов на этих округах в результате оказалась размыта между оппозиционными кандидатами. «Единая Россия» консолидировала все возможные ресурсы, в том числе выводя на интернет-площадки мастодонтов партии, заводя им Telegram-каналы и аккаунты в Instagram, о которых сами кандидаты не всегда были в курсе.

Например, на Малиновском избирательном округе № 15 конкуренция была устранена на этапе выдвижения благодаря новым поправкам в избирательное законодательство. Кандидату в депутаты Заксобрания от КПРФ Максиму Забелину окружная комиссия отказала в регистрации, сославшись на отсутствие у него пассивного избирательного права из-за участия в митинге 31 января 2021 года в поддержку Алексея Навального. 

Часть кандидатов были вынуждены отозвать свои кандидатуры в связи с несоответствием требованиям российского избирательного законодательства.

Агитация и информирование

Ряд действующих депутатов разными способами пытались заявить о своих заслугах, например, присваивая выполнение плана работ администраций себе и возводя плановые мероприятия по исполнению бюджета муниципалитета или региона в ранг депутатских заслуг. К слову, это большая проблема, если не коллизия: ведь то, что может быть выполнено в рамках депутатской работы, в деятельности кандидата является подкупом избирателей. 

В связи с тем, что по-прежнему действуют ограничения, связанные с коронавирусной инфекцией, достучаться до избирателей было возможно только наружной агитацией и листовками. Агитацией был «украшен» весь город и трассы. В действительности сложно отметить, доходил ли агитационный посыл наружной продукции до своего адресата или слился друг с другом. Кандидаты проводили встречи с избирателями.

У каждой партии был свой месседж: 

  • «Единая России» — «Решают люди», однако не все единороссы полностью влились в фирменный стиль кампании; 
  • КПРФ — «Молодые и смелые», «Альтернативы нет», «Обнуление власти»;
  • ЛДПР — «Поможет только ЛДПР»;
  • «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» — «Мирные перемены без революции»; 
  • «Яблоко» — «Перемены будут»; 
  • Партия Роста — «Перемен».

28 августа приезжали с визитом Павел Грудинин и Юрий Афонин от КПРФ. За сутки до этого в узком кругу стало известно, что технологи «Единой России» начали рассылать техническое задание блогерам, в котором нужно было снять, как томич задаст вопрос и реакцию на вопрос. Пришёл Илья Леонтьев, единоросс, кандидат в Госдуму, и задал вопрос Грудинину, почему во время их визита не были возложены цветы около поклонного креста на Каштачной горе жертвам политических репрессий. Павел Грудинин начал отвечать, на оригинальном видео это есть, однако в публичную плоскость попали искажающие ситуацию новости. «Грудинин не ответил на вопрос….», «Вопрос томича поставил Грудинина в тупик» и т.д. 

Томск также посетили лидер партии «Яблоко» Николай Рыбаков и бизнес-омбудсмен, председатель федерального политсовета Партия Роста Борис Титов. Их визиты прошли без подобных казусов. Федеральные лидеры провели встречи с кандидатами и избирателями.

Локальные инициативы

Ленинский избирательный округ № 5 и Каштачный избирательный округ № 6  попадают под зону ответственности администрации Ленинского района, где на данный момент большая часть муниципальных депутатов не от «Единой России». Партийный расклад, произошедший по результатам выборов в Думу города Томска, сподвиг исполнительную власть оказывать воздействие на администрацию муниципалитета: так, например, встречи избирателей с кандидатами от «Единой России» проходили при поддержке сотрудников и руководителя районной администрации, о чём сразу указано в анонсе встречи. 

Размещенные на фасадах домов баннеры в поддержку кандидата от КПРФ Максима Лучшева, угрожая штрафом председателю ТСЖ, заставляли снять, но ситуацию удалось разрешить на административной комиссии в пользу кандидата. В результате баннер остался на месте. Также было установлено, что администрация Ленинского района города Томска оказывала содействие в агитации кандидату от «Единой России» Олегу Правдину: в здании администрации располагался весь необходимый инвентарь для проведения пикетов в поддержку единоросса.

В Лесном избирательном округе № 9 произошло нападение на агитаторов кандидата Павла Юденко от КПРФ. Молодые люди рассказали, что сначала за ними некоторое время велась слежка из неизвестного авто. Затем подъехала другая машина и пять человек, угрожая физической расправой, потребовали прекратить раздачу листовок, отобрали агитматериал и сломали агиткуб. 

В этом же округе кандидат от «Единой России» Константин Ковалёв под эгидой совета Октябрьского района проводил детский праздник в честь 1 сентября, где аниматоры говорили, при чьей поддержке организовано мероприятие, а затем сам кандидат попросил поддержать его на выборах. 

Кандидаты и владельцы частных магазинов и помещений отмечали, что после размещения агитации за оппозиционных кандидатов приходили люди, представляющиеся сотрудниками администрации района, просили снять материалы и разместить агитацию за «Единую Россию».

«Мобильный избиратель» и иные формы мобилизации

Ряд бюджетных учреждений города Томска настигла тотальная мобилизация. Так, например, в чат сотрудников одного из медицинских учреждений пришло сообщение от руководства: «Нужно подать списки сторонников партии власти до завтра, и должно быть не менее 50 процентов». Прилагалась таблица, которую нужно заполнить сотрудникам и направить руководству, где отдельно из числа сотрудников выделяется «мобилизатор». Кроме этого, сотрудники бюджетных учреждений прикреплялись к определенным участкам самостоятельно или с помощью системных администраторов учреждений, в которых они работают. Подразумевается, что работодатели могут проконтролировать проголосовали сотрудники или нет, что напрямую противоречит принципу добровольности участия в выборах. Результаты такой мобилизации мы могли видеть в первый день голосования.


В Томске и районах области происходил обзвон избирателей волонтёрской организацией «Мы вместе», которая действует на базе «Единой России». Волонтёры звонили избирателям с настойчивым предложением проголосовать на дому. У избирателей возникал вопрос: откуда их персональные данные для обзвона имеются у человека на другом конце провода, ведь они не обращались ни в данную организацию, ни в партию. 

В одной из больниц Ленинского района города Томска располагался ящик со сбором заявок на голосование вне помещения. 

Данные факты были озвучены в облизбиркоме, один из избирателей подал жалобу, но облизбирком трактовал это событие крайне формально: «оказание содействия избирательным комиссиям со стороны органов местного самоуправления», так как решение о размещении ящика было принято Администрацией Ленинского района Томска. Однако стоит отметить, что кратное увеличение голосующих на дому — это отнюдь не содействие избиркомам, ведь работы у членов комиссий стало только больше. 

Дни голосования

Дни голосования ознаменовались непониманием «мобильных избирателей» и участковых комиссий. Необходимо было заполнять два заявления: отдельно открепляться по федеральным и региональным выборам. На «Госуслугах» эта деталь не сразу была понятна избирателю, поэтому часть из них открепилась только по выборам в Госдуму, а для участия в региональных выборах нужно было ехать на участок по прописке, что вызвало массу негодования. 

Члены участковых избирательных комиссий не понимали процедуру  выдачи бюллетеней. Максимально томич мог получить четыре бюллетеня, если прикрепился на участок в пределах своих избирательных округов. Если избиратель остался в границах округа по Госдуме, но покинул территорию избирательного округа по Законодательной думе, то он получал три бюллетеня. Если дважды покинул границы округов (и по Госдуме, и по Закдуме), то два — только со списками партий. Возникала путаница, выдавалось бюллетеней то больше, то меньше положенного. По нашей информации, из-за очередей и недостатка времени не всеми комиссиями проводились необходимые контрольные мероприятия по предотвращению двойного голосования, когда избиратель мог проголосовать на участке, куда открепился, и затем проголосовать еще раз по месту прописки.

В этом году можно справедливо отметить невероятное давление администраций на избирательные комиссии. В территориальные комиссии подавались списки от администраций и соцработников, а также от уже упомянутых волонтёров «Мы вместе», которые затем спускались в участковые комиссии. 

  • Во-первых, заявки не были оформлены в соответствующем виде. Это были просто таблицы, без какой-либо визы, кем и когда собраны заявки, никаких отметок ТИКа тоже не было. 
  • Во-вторых, сотрудники районных администраций смело заходили на участки, передавали очередные списки для обзвонов. На вопрос, в каком они статусе, отвечали, что «от администрации». 

Члены комиссий отмечали, что было выполнено много лишней работы: в списках, переданных «сверху» было много тех, кто затем самостоятельно приходил на УИК. На вопрос, зачем вы записывались на голосование вне помещения, отвечали, «нас очень попросили». И чтобы выявить тех, кто придёт на участок, а кому нужно голосовать на дому, необходимо было обзвонить сотни людей. В этом отношении участковые комиссии оказались беззащитны от административного гнета. Однако несмотря на то, что закон прямо запрещает вмешательство в избирательный процесс органов власти и местного самоуправления, данные факты также были трактованы, как «оказание содействия» избирательным комиссиям — такой ответ был получен на одну из жалоб.

Отдельного внимания требует материально-техническое оснащение избирательных комиссий. Например, многое повидавшие КОИБы, направленные в Томск из Москвы, — один из примеров на фото.

Пожалуй, самым сложным оказался подсчёт. Контрольные цифры долго не сходились из-за путаницы в бюллетенях. На поиск ошибок могло уходить от часа до пяти. Традиционно на трети городских участков члены комиссий хотели считать «по уголкам», совмещать этапы подсчета или менять их местами. В районах области таких участков существенно больше. 

Эпилог 

23 сентября экс-председатель избирательной комиссии Томской области Эльман Юсубов опубликовал статью  «Выборы 2021: в историко-правовом и литературном жанре», в которой отразил своё отношение к прошедшей избирательной кампании и ее участникам. Напомним, с 1 марта 2021 года Эльман Юсубов ушёл в отставку.

Отделение движения в защиту прав избирателей «Голос — за честные выборы» в Томской области выражает благодарность общественным контролёрам, которые стойко осуществляли контроль процедур все три дня, а также тем, с кем удалось организовать единую линию наблюдения в формате коалиции: КПРФ (Наталья Барышникова, Василий Шипилов, Максим Лучшев, Павел Юденко и др.), партии «Яблоко» (Татьяна Левченко, Василий Ерёмин, Борис Дзгоев, Станислав Шмаков и др.), партии «Справедливая Россия — Патриоты — за правду» (Галина Немцева), депутату Думы г. Томска Ксении Фадеевой, а также депутату Андрею Фатееву. 

Другие записи по теме «Наблюдатели»
НовостьНаблюдатели7 дней назад
Арест Григория Мельконьянца продлили до 17 июля
Следствие не предоставило никаких новых доказательств и продолжает безосновательно затягивать процесс
МнениеНаблюдатели7 дней назад
Впечатления члена комиссии из Казани
Марина
МнениеНаблюдатели15 дней назад
Личный опыт «электорального мероприятия» в одной из школ Адмиралтейского района
Ирина
МнениеНаблюдатели19 дней назад
Очевидно, что псевдорезультат нужно было просто подогнать под уже запланированные результаты по Татарстану
Идель Исхаков