Регионы
НовостиМненияАналитикаСервисыОбучениеО движенииСтать наблюдателемПоддержатьEn
Андрей Спиридонов
Наблюдатель за выборами. Ивановская область

13 сентября в городе Шуя Ивановской области прошли выборы в городскую Думу. Они отметились высокой конкуренцией и разгулом административных технологий, направленных на обеспечение нужного власти результата.

История началась с того, что член ТИК города Шуя Илья Пигалкин обнаружил в типографии «Диана» три с небольшим тысячи «лишних» бюллетеней.

Однако, еще до этого массово покинули свои посты председатели УИКов, и главами комиссий стали люди, ещё вчера административно зависимые от кандидатов или действующей главы города Натальи Корягиной. Я сам видел запись в трудовой книжке председателя УИК №325 Галины Ваницыной о её увольнении у ИП Беляковой (кандидат на округе, где находится УИК №325) с 30 июня 2020 года. 

И вот только потом появляются, уничтожаются и отправляются в мусорный мешок три тысячи бюллетеней, полученных ТИК города Шуя сверх заказанных по контракту. Чуть позже в типографии «Диана» обнаруживаются и уничтожаются еще 18 000 (!) бюллетеней для области. Замечу — не переданных в ТИКи, а просто обнаруженных в типографии.

Затем начинается досрочное голосование, где бюллетени упаковывают в бумажные конверты. В первый день на каждый участок пришли в среднем человек 40, что для Шуи много. Сразу возникли претензии к конвертам. Я на глазах шуйского ТИКа сначала вскрываю, а затем успешно заклеиваю конверт с подписями на линии склейки и печатью. ТИК обходит проблему вниманием.

Коалиция «Шуя 2020» набирает около 50 человек, которые проходят обучение по методике «Голоса», и берет все 32 участка под наблюдение.

Досрочное голосование в конвертах проходило со 2 по 10 сентября с 16 до 20 часов по рабочим дням и с 10 до 14 по выходным. В эти часы практически на каждом участке находились члены УИК с правом совещательного голоса (ПСГ) от коалиции. Они ставили свои подписи на склейках конвертов, получали на руки копии актов о досрочном голосовании и опечатывают сейфы с конвертами.

УИКи на досрочке ютились в неприспособленных для голосования местах. Во многих сейфы находились в других помещениях, в некоторых вместо сейфов использовали всё, что угодно, вплоть до фанерных тумбочек. Часто две комиссии пользовались одним сейфом или ящиком.

По всей области то и дело возникали скандалы с конвертами. На УИК №129 в Иванове обнаружили 18 вскрытых конвертов и аннулировали досрочное голосование. На УИК №341 в Шуе обнаружили конверт с признаками вскрытия, написали заявление в полицию.

Я написал жалобу в облизбирком на непригодность конвертов для хранения досрочки и требовал предоставить комиссиям возможность обеспечивать сохранность бюллетеней дополнительными средствами вплоть до заклеивания скотчем. Облизбирком отправил жалобу в Шуйский ТИК, ТИК жалобу отклонил. 

Для досрочного голосования в ФЗ-67 определен ряд уважительных причин, но в заявлениях  избиратели в качестве причины пишут всё, что угодно: «боюсь коронавируса», «в городе эпидемия», «сижу с внуком». Одна из первых досрочниц на УИК 335 на вопрос о причине ответила в моем присутствии: «Меня на работе в садике попросили». Комиссии настаивали на необходимости дать гражданам возможность реализации активного избирательного права, невзирая на причины досрочного голосования.

На участках время от времени появлялись небольшие группы пьяненьких людей. Они не нарушали порядок, и полиция не находила оснований их удалить. Один за другим они голосовали. Сыну знакомой одного из кандидатов предложили за голос 200 рублей, за что отправилось заявление в полицию. По другим данным, цена голоса доходила до 1500 рублей — видимо, для другой категории избирателей.

Облизбирком решил бумажные конверты досрочки с 9 сентября упаковывать в сейф-пакеты, поскольку недовольство становилось заметным повсеместно. Поток мобилизованных на досрочку избирателей не становился меньше, при этом очевидно, что мобилизация сплошная: не только бюджетники, административно зависимый и лояльный электорат, а буквально кто угодно. Цель такой мобилизации всей мощью админресурса пока неясна.

В отличие от «Единой России» и зависимых от нее кандидатов, коалиция мобилизовала своих избирателей на единый день голосования 13 сентября. Из Москвы приехали девять наблюдателей «Голоса». 

Через неделю наблюдения некие юристы провели в администрации Шуи для председателей УИК некую «учебу», о которой ТИКу ничего неизвестно. На учебе, участковым комиссиям, в частности, объясняли, что члены комиссий с правом совещательного голоса якобы не имеют права на фото и видеосъемку, потому что в ФЗ-67 это право предоставлено только наблюдателям и СМИ. На руках председателей появился странный документ — «Представление должностным лицам органов внутренних дел», в котором содержатся меры противодействия наблюдению.

На УИК №340 обнаружили, что за избирательницу Хватову получила бюллетень и проголосовала ее дочь. В ТИК города Шуя направили жалобу с требованием отмены досрочного голосования на участке №340. 

В день голосования перед открытием участков извлекли из сейф-пакетов конверты с досрочкой. Присутствовавшая при этом на УИК №351 член ТИК с ПСГ Ольга Жубаркина не обнаружила своей подписи, которую она ставила на склейках конвертов 5 сентября. Председатель УИК 351 Сергей Грачев пытался убедить Ольгу, что она перепутала участки. Была отправлена жалоба в ТИК.

Чуть позже, в ходе голосования на том же УИК №351 избиратель обнаружил в выданном бюллетене по партийным спискам уже проставленную отметку за «Единую Россию». Комиссия признала бюллетень испорченным, погасила его, а избирателю выдала новый. Член ТИК с правом решающего голоса Илья Пигалкин проверил неиспользованные УИК №351 бюллетени на предмет проставленных заранее отметок, но ничего не обнаружил.

У входа в УИК №340 и №351 заметили автомобиль с водителем, куда на 30 секунд подсел только что проголосовавший избиратель и сразу же ушел. По подозрению в подкупе избирателей вызвали наряд полиции, который взял у водителя объяснение. Согласно объяснению, он находился здесь с 11:30 до 17 часов, ожидая подругу, которая в соседнем доме (вокруг частный сектор) проходит косметические процедуры, а подсевший избиратель — просто знакомый и просто поздоровался. Наряд уехал, через некоторое время уехал и подозрительный BMW.

Я остался на подсчет голосов на УИК №340. Когда досрочно голосует более 1% избирателей, на обороте бюллетеня ставится печать, и такие бюллетени по требованию наблюдателя или ПСГ считаются отдельно. Такие требования члены комиссий от коалиции подают на всех участках. Посчитали.

Досрочное голосование:

  • Максим Барабашов («Единая Россия») — 96 голосов.
  • Владимир Возилов (спойлер) — 9.
  • Сергей Жубаркин (коалиция) — 17.
  • Михаил Лапин — 3.

Единый день голосования:

  • Максим Барабашов — 76.
  • Владимир Возилов — 70.
  • Сергей Жубаркин — 123.
  • Михаил Лапин — 23.

Всего:

  • Максим Барабашов — 172.
  • Владимир Возилов — 79.
  • Сергей Жубаркин — 140.
  • Михаил Лапин — 26.

При подсчете голосов на УИК №351 среди проголосовавших досрочно обнаружили 10 бюллетеней по одномандатному округу и столько же по партийным спискам неустановленной формы — проще говоря, без печати и подписей. Во всех бюллетенях стоят отметки за Барабашова и «Единую Россию», соответственно. Все они признаны недействительными и исключены из подсчета.

По партиям и одномандатникам на других участках закономерности, в целом, те же. Не вижу смысла комментировать. Выводы, мне кажется, очевидны.

Другие записи по теме «Наша оценка»
ЗаявлениеНаша оценка10 дней назад
Заявление по итогам наблюдения за выборами президента Российской Федерации 17 марта 2024 года
Нынешние выборы не смогли выполнить свою главную функцию — дать представление о реальных настроениях граждан, и не позволили им самостоятельно, свободно принять решения о будущем своей страны
ОтчетНаша оценка11 дней назад
Экспресс-обзор общественного наблюдения в третий день голосования 17 марта 2024 года
Движение «Голос» за третий день голосования, на 22:00 московского времени 17 марта, получило 156 обращений на горячую линию, 341 сообщение — на «Карту нарушений» и по другим электронным каналам связи
ОтчетНаша оценка11 дней назад
Экспресс-обзор общественного наблюдения во второй и начало третьего дней голосования 16–17 марта 2024 года
Движение «Голос» за второй и начало третьего дней голосования, на 8:00 московского времени 17 марта, получило 60 обращений на горячую линию, 206 сообщений — на «Карту нарушений» и по другим электронным каналам связи
ОтчетНаша оценка12 дней назад
Экспресс-обзор общественного наблюдения в первый день голосования 15 марта 2024 года
Движение «Голос» за первый день голосования 15 марта получило 97 обращений на горячую линию, 268 сообщений — на «Карту нарушений» и по другим электронным каналам связи
Андрей Спиридонов: другие материалы автора
Мнение5 лет назад
Впечатления от выборов в Заксобрание Нижегородской области
Мнение6 лет назад
Как прошло голосование на выборах губернатора области в Суздальском районе