Регионы
НовостиМненияАналитикаСервисыОбучениеО движенииСтать наблюдателемПоддержатьEn
НовостьМосква21 октября 2016, 15:05
Аркадий Любарев
Эксперт по выборам
Настоящий материал (информация) произведен, распространен Любаревым Аркадием Ефимовичем, являющимся учредителем, участником и генеральным директором ООО «Честные выборы», включенного в реестр иностранных агентов.

РБК вбросило новость, что в московской мэрии задумались, не перенести ли выборы муниципальных собраний с сентября на весну. При этом опрошенные РБК эксперты предполагают, что это может быть сделано, чтобы оппозиция не успела подготовиться к выборам.

Не знаю, насколько это серьезная перспектива. Но если такой вариант действительно рассматривается, то вряд ли по указанной причине. Конечно, досрочные выборы часто проводятся именно для того, чтобы застать оппозицию врасплох. Но в данном случае это сомнительно: подготовиться к муниципальным выборам не так сложно.

На месте соответствующих работников мэрии я бы задумался вот о чем. Основные районные выборы в Москве никогда не проводились отдельно. В 1997 году они совмещались с выборами в Мосгордуму, в 1999 – с выборами Госдумы и мэра, в 2004, 2008 и 2012 – с президентскими выборами. Поэтому проблемы явки не было.

Единственное исключение – массовые (в 68 районах) довыборы в апреле 2000 года. Средняя явка на них составила 11%, а в Гольяново – всего 4%. Ракова может об этих выборах не знать, но Горбунов наверняка помнит. Да и Шуленин может помнить.

Да, полномочия муниципальных собраний весьма ограничены, и потому их выборы москвичей интересуют мало. И с учетом общей тенденции по снижению активности избирателей можно предвидеть, что в сентябре явка на этих выборах окажется катастрофически низкой. Процентов 5. Ведь в 1999 году в выборах мэра и Госдумы участвовало 66% москвичей, а в сентябре 2013 и 2016 – примерно вдвое меньше.

Низкая явка – это удар и по репутации мэрии. Но вопрос еще и в том, кому она выгодна политически. Опыт показывает (в том числе и опыт мэрских выборов 2013 года), что низкая явка выгодна власти до известного предела. Когда она может мобилизовать весь свой послушный электорат, а оппозиционный в значительной степени убедить не ходить на выборы.

Но в сентябре не так просто мобилизовать провластный электорат: пенсионеров приходится отрывать от огородов. На выборы в Госдуму или мэра – еще как-то получается (но тоже не в полной мере), на районные выборы это будет гораздо труднее.

Но в таких условиях оппозиционному активу будет достаточно мобилизовать небольшое число своих сторонников, чтобы изменить расклад в свою пользу. Разумеется, там, где такой актив есть. Получится, что в одних районах власть победит без труда, но при крайне низкой явке. А в других – при чуть большей явке – может и проиграть.

Весной (в марте) ситуация для нее будет заметно лучше, поскольку легче будет мобилизовать послушных пенсионеров и другие зависимые категории населения.

Разумеется, перенести выборы непросто: нужно заставить все муниципальные собрания (или хотя бы более трети состава каждого) досрочно сложить полномочия. Но опыт показывает, что это реализуемо, если есть желание и воля. Стоит ли овчинка выделки: этот вопрос мэрия и должна решить. Как она его решит, мы скоро увидим.

Аркадий Любарев: другие материалы автора
МнениеЗаконотворчество4 месяца назад
В целом ситуация с обеспечением права граждан на участие в референдуме еще хуже, чем с обеспечением их избирательных прав
МнениеЗаконотворчество4 месяца назад
Истоки фальсификаций — в тех ритуальных мероприятиях, которые в советское время назывались выборами
МнениеЗаконотворчество4 месяца назад
Если в 1990-е годы происходило расширение возможностей общественного контроля за процессом голосования и подсчета голосов, то за двадцать последних лет эти возможности существенно сократились
МнениеЗаконотворчество4 месяца назад
Наихудшая конкуренция была в период 2007–2009, а наилучшая — в период 2004–2006 годов