Регионы
НовостиМненияАналитикаСервисыОбучениеО движенииСтать наблюдателемПоддержатьEn
Андрей Бузин
Эксперт по выборам
Коллаж: Ксения Тельманова

До каких пор можно ухудшать российские выборы?

Рассказывая студентам в Свободном университете о том, как развивалось российское избирательное законодательство во время и после перестройки, я задавался этим вопросом. Современное российское законодательство в своих основных чертах появилось с указами президента Ельцина в 1993-94 годах, хотя, конечно, это не случилось одномоментно, потому что конкурентность на выборах была декларирована еще советским законом 1988 года.

Некое мероприятие, которое называлось выборами, также, как и законы о выборах, существовали и при советской власти, но эти атрибуты не были выборами в том смысле, который в него вкладывается в классической политологии. Главной чертой настоящих выборов является политическая конкуренция — конкуренция политических, экономических, социальных, нравственных программ, отражающих широкий и разнообразный спектр интересов граждан. Этого не было при советской власти, в некоторой степени появилось в 90-е годы, и постепенно стало сворачиваться в 2000-е.

В 2002 году был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который формально действует до сих пор. Этот закон является основным избирательным законом России, другие избирательные законы должны ему соответствовать. Первоначальная редакция этого закона в целом удовлетворяла международным избирательным стандартам, закрепленным в нескольких международных юридических документах, ратифицированных Россией.

Начало деградации

С тех пор в этот закон было внесено огромное количество поправок. Закон все больше отклонялся от международных стандартов, от Конституции РФ, да и от самого себя, становясь противоречивым. Вместе с ним ухудшалось и качество выборов: они все больше переставали быть «высшим проявлением воли народа», как написано в Конституции, все больше превращались в декоративную процедуру и все больше походили на советские псевдовыборы. Об эволюции российского избирательного законодательства с 2003 по 2024 год можно прочитать в нашей статье в журнале «Электоральная политика».

Сильный толчок к ухудшению российского избирательного законодательства дало так называемое «общероссийское голосование по одобрению поправок к Конституции», после которого законодательство началось меняться особенно быстро.

К 2024 году избирательное законодательство, казалось, было испорчено окончательно. СМИ интересовались, можно ли его еще изменить, поскольку уже все стадии избирательного процесса – формирование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация, агитационная кампания, голосование и подсчет голосов – были вроде уже до предела «зачищены». Но к этому времени появилось ДЭГ (дистанционное электронное голосование), которое фактически не поддавалось общественному контролю, и я предполагал, что дальнейшие изменения нашего избирательного права и процесса будут направлены именно в сторону расширения электронного голосования.

Карт-бланш

Так оно и произошло. 13 февраля 2025 г. группа из 11 законодателей (назовем лишь небезызвестного своими электоральными законодательными инициативами сенатора Андрея Клишаса) внесла в Государственную думу законопроект № 840518-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 

Законопроект предусматривал несколько крупных новаций: 

  • позволял отказаться от проведения выборов с применением бумажных списков избирателей (эта норма была смягчена в окончательной редакции закона); 
  • позволял использовать терминалы электронного голосования (ТЭГ), не дающие избирателю возможности проверить собственный выбор и не гарантирующие тайну голосования;
  • допускал перемешивания итогов голосования, полученных с помощью разных способов голосования.

С другой стороны, законопроект никак не изменял статью 64(1) «Дистанционное электронное голосование», которая регулирует применение ДЭГ, но не обеспечивает общественный контроль за его применением и за результатами, полученными с его помощью.

Критика

Законопроект вызвал серьезные возражения в обществе. Против него выступила фракция КПРФ в Государственной думе, была направлена жалоба в Конституционный суд РФ (который не принял ее к рассмотрению), было направлено открытое письмо Президенту РФ за многочисленными подписями. 

Занятно, что опасность этого закона осознали не только во фракции КПРФ и среди экспертов, давно заявляющих о деградации российского избирательного законодательства, но и среди тех, кто раньше об этой деградации не писал. Появились тревожные заявления некоторых конституционоведов и тех политтехнологов, у которых безбумажное и непроверяемое голосование отнимает кусок хлеба с маслом.

Тем не менее, закон был принят с несущественными поправками и подписан президентом РФ 23 мая 2025 года.

С чем я и поздравляю граждан Российской Федерации.

Избирательное законодательство можно ухудшать до бесконечности. Результат выборов можно сделать непроверяемым для большинства граждан и не зависящим от него. Я думаю, что законодательно сейчас это уже сделано. Дело за практикой, но в нашем государстве она не заставит себя ждать.

Мнение выражает личную позицию автора и может не совпадать с позицией движения «Голос».
Другие записи по теме «Законотворчество»
МнениеЗаконотворчество2 месяца назад
Три проблемы поправки про электронное голосование
Оппозиция (и я к ней тут присоединюсь) считает, что это дает возможность организаторам выборов в будущем вообще отказаться от использования бумажных бюллетеней
РазборЗаконотворчество3 месяца назад
Разбираем поправки в избирательное законодательство
ДЭГ может заменить бумагу, релоканты лишатся одного голоса, довыборов не будет
МнениеЗаконотворчество5 месяцев назад
Желательно как можно быстрее изменить правила формирования избирательных комиссий
Аркадий Любарев
МнениеЗаконотворчество6 месяцев назад
Ключевой момент избирательной реформы
Аркадий Любарев
Андрей Бузин: другие материалы автора
МнениеВыборы за рубежом4 месяца назад
23 февраля состоятся выборы в высший законодательный орган Германии
МнениеВыборы за рубежом2 года назад
Что происходило на семи избирательных участках Варшавы
МнениеСтатистика2 года назад
Выборы губернаторов в единый день голосования 2023 года действительно были репетицией грядущих выборов президента с испытанием различных вариантов использования новых технологий
РазборСтатистика2 года назад
Какова разница между обычным и почтовым голосованием, Западным и Восточным Берлином, и есть ли место фальсификациям?