Рассказывая студентам в Свободном университете о том, как развивалось российское избирательное законодательство во время и после перестройки, я задавался этим вопросом. Современное российское законодательство в своих основных чертах появилось с указами президента Ельцина в 1993-94 годах, хотя, конечно, это не случилось одномоментно, потому что конкурентность на выборах была декларирована еще советским законом 1988 года.
Некое мероприятие, которое называлось выборами, также, как и законы о выборах, существовали и при советской власти, но эти атрибуты не были выборами в том смысле, который в него вкладывается в классической политологии. Главной чертой настоящих выборов является политическая конкуренция — конкуренция политических, экономических, социальных, нравственных программ, отражающих широкий и разнообразный спектр интересов граждан. Этого не было при советской власти, в некоторой степени появилось в 90-е годы, и постепенно стало сворачиваться в 2000-е.
В 2002 году был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который формально действует до сих пор. Этот закон является основным избирательным законом России, другие избирательные законы должны ему соответствовать. Первоначальная редакция этого закона в целом удовлетворяла международным избирательным стандартам, закрепленным в нескольких международных юридических документах, ратифицированных Россией.
С тех пор в этот закон было внесено огромное количество поправок. Закон все больше отклонялся от международных стандартов, от Конституции РФ, да и от самого себя, становясь противоречивым. Вместе с ним ухудшалось и качество выборов: они все больше переставали быть «высшим проявлением воли народа», как написано в Конституции, все больше превращались в декоративную процедуру и все больше походили на советские псевдовыборы. Об эволюции российского избирательного законодательства с 2003 по 2024 год можно прочитать в нашей статье в журнале «Электоральная политика».
Сильный толчок к ухудшению российского избирательного законодательства дало так называемое «общероссийское голосование по одобрению поправок к Конституции», после которого законодательство началось меняться особенно быстро.
К 2024 году избирательное законодательство, казалось, было испорчено окончательно. СМИ интересовались, можно ли его еще изменить, поскольку уже все стадии избирательного процесса – формирование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация, агитационная кампания, голосование и подсчет голосов – были вроде уже до предела «зачищены». Но к этому времени появилось ДЭГ (дистанционное электронное голосование), которое фактически не поддавалось общественному контролю, и я предполагал, что дальнейшие изменения нашего избирательного права и процесса будут направлены именно в сторону расширения электронного голосования.
Так оно и произошло. 13 февраля 2025 г. группа из 11 законодателей (назовем лишь небезызвестного своими электоральными законодательными инициативами сенатора Андрея Клишаса) внесла в Государственную думу законопроект № 840518-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект предусматривал несколько крупных новаций:
С другой стороны, законопроект никак не изменял статью 64(1) «Дистанционное электронное голосование», которая регулирует применение ДЭГ, но не обеспечивает общественный контроль за его применением и за результатами, полученными с его помощью.
Законопроект вызвал серьезные возражения в обществе. Против него выступила фракция КПРФ в Государственной думе, была направлена жалоба в Конституционный суд РФ (который не принял ее к рассмотрению), было направлено открытое письмо Президенту РФ за многочисленными подписями.
Занятно, что опасность этого закона осознали не только во фракции КПРФ и среди экспертов, давно заявляющих о деградации российского избирательного законодательства, но и среди тех, кто раньше об этой деградации не писал. Появились тревожные заявления некоторых конституционоведов и тех политтехнологов, у которых безбумажное и непроверяемое голосование отнимает кусок хлеба с маслом.
Тем не менее, закон был принят с несущественными поправками и подписан президентом РФ 23 мая 2025 года.
С чем я и поздравляю граждан Российской Федерации.
Избирательное законодательство можно ухудшать до бесконечности. Результат выборов можно сделать непроверяемым для большинства граждан и не зависящим от него. Я думаю, что законодательно сейчас это уже сделано. Дело за практикой, но в нашем государстве она не заставит себя ждать.