Регионы
НовостиМненияАналитикаСервисыОбучениеО движенииСтать наблюдателемПоддержатьEn
Денис Шадрин
Эксперт по долгосрочному наблюдению. Кировская область
Коллаж: Ксения Тельманова

Благодаря делу Александра Хорошавина могут вскрыться новые подробности проведения выборов в городскую думу Южно-Сахалинска в 2014 году. Приговор участнику группы Хорошавина Вячеславу Горбачеву уже вынесли. Из него стало известно о давлении на граждан, чтобы они скинулись в предвыборную «черную кассу», расчистке округов от конкурентов административных кандидатов на выборах, давлении на кандидатов для снижения их активности во время избирательной кампании и других нелицеприятных подробностях. 

4 июня 2020 года Южно-Сахалинский городской суд начнет рассматривать уголовное дело экс-губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина. Его обвиняют во взятках связанных с выборами в городскую думу Южно-Сахалинска 2014 года.

Перед судом предстанут экс-губернатор Александр Хорошавин, а также Алексей Лескин, который работал вице-мэром в администрации Южно-Сахалинска в 2014 году. Хорошавину предъявлены обвинения по 17 эпизодам взяточничества и приготовления к получению взятки (часть 6 статьи 290 УК РФ). Алексей Лескин обвиняется в 13 эпизодах получения взяток и одном приготовлении (часть 6 статьи 290 УК РФ).

По версии следствия, в преступную группу входили пять человек: вышеуказанные Хорошавин и Лесин, а также глава секретариата Хорошавина (уже осужденный по делу о взятках) Вячеслав Горбачев, бывший мэр Южно-Сахалинска в 2014 году Андрей Лобкин, глава аппарата губернатора Анатолий Макаров. Лобкин и Макаров находятся в международном розыске.

С мая по ноябрь 2014 года участники группы, организованной экс-губернатором Хорошавиным, организовали получение взяток в размере от 2 до 10 млн рублей от граждан, желавших участвовать в выборах депутатов городской думы Южно-Сахалинска пятого созыва в качестве кандидатов. Всего преступная группа получила свыше 100 млн рублей взяток.

В обмен на деньги кандидатам обещали поддержку на выборах. Они должны быть лояльными Хорошавину и иметь отношение к партии «Единая Россия».

Несомненно, что таким образом формировался предвыборный фонд, так называемая «черная касса» для поддержки административных кандидатов и обеспечения высокой поддержки партии «Единая Россия» на выборах. Подобные «черные кассы» организуются в каждом регионе, по всей стране под каждую избирательную кампанию. Что подтверждается словами экс-губернатора Хорошавина: «Назначение денег было определено изначально. Это был избирательный фонд, сформированный из пожертвований, и деньги эти были потрачены именно на выборы всех кандидатов от партии».

Уголовное дело Вячеслава Горбачева

Вячеслав Горбачев в 2014 году работал главой секретариата Хорошавина и был участником сбора денег с кандидатов в думу Южно-Сахалинска. В марте 2020 года его привлекли к уголовной ответственности за получение 17 взяток, а после приговормли к 7 годам и 10 месяцев условно. Условное наказание связано с признанием вины Горбачевым и сотрудничеством со следствием в изобличении своих коллег. 

В деле Вячеслава Горбачева перечислены 17 фактов получения взяток, все или часть взяток будут положены в приговор Хорошавина и Лескина. Обстоятельства каждой взятки похожи: участник преступной группы Хорошавина узнавал о намерении человека идти на выборы в городскую Думу Южно-Сахалинска и обсуждал его поддержку на выборах с Александром Хорошавиным, после одобрения участники группы встречались и договаривались с человеком об оказании поддержки в ходе предвыборной кампании в обмен на деньги.

Следующие кандидаты передавали деньги участникам группы Хорошавина:

  • Юрий Азизов (выдвинут партией «Единая Россия») — 10 миллионов рублей;
  • Саркис Акопян (выдвинут партией «Единая Россия») — 10 миллионов рублей;
  • Роман Альперович (выдвинут партией «Единая Россия») — 7 миллионов рублей;
  • Михаил Арендаренко (выдвинут партией «Единая Россия») — 5 миллионов рублей;
  • Николай Артеменко (выдвинут партией «Единая Россия») — 4 миллиона рублей (часть взятки в 6 миллионов);
  • Олег Болутенко (выдвинут партией «Единая Россия») — 7 миллионов рублей;
  • Константин Бурдюгов (выдвинут партией «Справедливая Россия») — 10 миллионов рублей;
  • Александр Гринберг (выдвинут партией «Единая Россия») — 4 миллиона рублей;
  • Владимир Зайцев (выдвинут партией «Единая Россия») — 5 миллионов рублей;
  • Сергей Коротков (самовыдвиженец) — 2 миллиона рублей (часть взятки в 3 миллиона);
  • Владимир Кузьменко (самовыдвиженец) — 3 миллиона рублей;
  • Анатолий Лексин (самовыдвиженец) — 3,5 миллиона рублей;
  • Владлен Мальков (выдвинут партией «Единая Россия») — 5 миллионов рублей (часть взятки в 10 миллионов рублей);
  • Владимир Сидоренко (выдвинут партией «Единая Россия») — 3 миллиона рублей;
  • Юрий Цой (выдвинут партией «Единая Россия») — 5 миллионов рублей;
  • Александр Шарифулин (выдвинут партией «Единая Россия») — 10 миллионов рублей;
  • Эдуард Яркин (выдвинут партией «Единая Россия») — 3 миллиона рублей (часть взятки в 4 миллиона).

12 кандидатам из списка должностные лица администрации города Южно-Сахалинска помогали с размещением в государственных средствах массовой информации агитации в их поддержку. 

Шести кандидатам из списка должностные лица администрации города Южно-Сахалинска помогали организовывать агитационные мероприятия в бюджетных учреждениях города.

Эпизоды дела

Участники группы принудили четырех кандидатов из списка передать им деньги в предвыборную «черную кассу», обещая им препятствия по участию в выборах, если кандидат самостоятельно без передачи денег будет в них участвовать, а также препятствовать им в предпринимательской деятельности. Так, если Михаил Арендаренко откажется передавать деньги, ему были обещаны препятствия в трудовой деятельности по руководству МУП «Электросервис», подведомственного администрации города.

Участник группы Андрей Лобкин, экс-мэр Южно-Сахалинска, узнав о намерении Сусанны Андровой выдвигаться в округе № 17, предложил ей отказаться от выдвижения и выдвинуться в другом округе на выборах в гордуму. Сусанна Андрова действительно сменила округ и участвовала в выборах по округу № 18. Предложение Андровой делалось в интересах кандидата Александра Шарифулина, чтобы исключить наличие реального конкурента в его округе, где ему же была обещана поддержка.

Участник группы Анатолий Макаров, экс-глава аппарата губернатора, предложил кандидату в депутаты Ларисе Корниенко отказаться от активной агитации в округе № 18. Там шел кандидат Владимир Кузьменко, которому была обещана поддержка на выборах. Ларисе Кузьменко в качестве компенсации было обещано назначение директором детского сада в городе Южно-Сахалинске, с чем она согласилась и отказалась вести свою избирательную кампанию.

Участник группы Алексей Лескин, бывший вице-мэр Южно-Сахалинска, заявил кандидату по округу № 18 Сусанне Андровой, что готов назначить ее на руководящую должность в администрацию города, если она откажется участвовать в выборах. Предложение Сусанна Андрова не приняла. Оно было сделано в интересах кандидата Владимира Кузьменко, которому была обещана поддержка на выборах.

В сентябре 2014 года в избирательную комиссию городского округа «Город Южно-Сахалинск» поступили сведения о том, что кандидат Эдуард Яркин был судим в 2007 году по ч. 2 ст. 199 УК РФ — это уклонение от уплаты налогов. Преступление это тяжкое, он не имеет права быть избранным в 2014 году, а его регистрация должна быть отменена. Участники группы убеждали председателя и других лиц избирательной комиссии не принимать мер к прекращению участия Эдуарда Яркина в выборах, которому участники группы обещали поддержку. Кандидат Яркин был лишен регистрации, но не городским избиркомом, а решением окружной избирательной комиссии по одномандатному округу № 10. 

По итогам выборов, из 17 поддерживаемых кандидатов депутатами стали 15, кандидат Яркин был снят с выборов из-за судимости, а кандидат Владимир Кузьменко выборы проиграл — в его округе участникам группы не удалось добиться от Сусанны Андровой отказа от участия в выборах.

Фальсификация выборов Карсакове Сахалинской области в 2012 году

В 2012 году губернатором Сахалинской области был Александр Хорошавин, а главой его секретариата Вячеслав Горбачев — именно они принимали участие в сборе денежных средств в предвыборную «чёрную кассу» в 2014 году. Но и навыборах в Сахалинскую областную Думу, которая была избрана в 2012 году, деньги собирались по тому же принципу.

В городе Корсакове Сахалинской области в 2012 году в областную думу выбирали депутата по одномандатному округу и голосовали за партии. Эти выборы прошли с многочисленными нарушениями: было организовано «карусельное» голосование и массовые вбросы бюллетеней в пользу партии «Единая Россия» и ее кандидата по одномандатному округу Владимира Ефремова. Подобные грязные технологии зачастую оплачивают из «черной кассы», — и, судя по словам карусельщиков и членов избирательных комиссий, — оплачивались хорошо.

По материалам уголовных дел стали известны подробности фальсификаций. Так, за несколько дней до выборов 14 октября 2012 года некие политтехнологи, работавшие на победу Ефремова и «Единой России», стали вербовать студентов для карусельного голосования в Корсакове, предлагали за участие 4 тыс. руб. 

Позднее удалось даже достать инструкцию, в которой пошагово расписывались действия участников карусели. Согласно замыслу, в группе должно было быть не менее четырех человек, каждая группа, перемещаясь на автомобиле, должна была побывать на 15 избирательных участках в черте Корсакова и на каждом проголосовать за определенного кандидата и определенную партию. 

На всех 15 участках для голосования были два своих члена комиссии с решающим голосом. Чтобы у участников карусели не было сомнений, что они обращаются к нужному человеку, отличительной особенностью этого человека должен был стать значок «Сахалин. Канатно-кресельная дорога». Подавая паспорт, карусельщик произносил условную фразу: «Жажду отдать голос». Носили значки члены комиссий от партий ЛДПР и «Яблоко». На следствии члены комиссий признавались, что обратились по объявлению и некие люди направили их в участковые избирательные комиссии с документами от партий, за подработку предлагали 10 тыс. руб.

В 9.00 14 октября на участке № 66 задержали молодого человека, который пытался вбросить в урну 12 бюллетеней — шесть за Ефремова и шесть за «Единую Россию». На всех бюллетенях имелись печати участковой комиссии и подписи ее членов. 

Еще одного молодого человека поймали на вбросе бюллетеней в 19.20 на участке № 70, один конверт карусельщику удалось просунуть в урну, второй конверт был изъят в нем оказались бюллетени с отметками за «Единую Россию». Бюллетени были с печатями и подписями участковой комиссии.

В бюллетени, которые карусельщики получали на участке, они заворачивали бюллетени, принесенные с собой. В таких свертках у них было 6 — 8 бюллетеней. В карусели принимали участие не менее 30 молодых людей, только двоих поймали.

По итогам выборов в Корсакове к уголовной ответственности было привлечено 11 членов участковых избирательных комиссий за фальсификации итогов голосования, в большинстве случаев суд ограничился наказанием от полутора до двух лет лишения свободы условно. В отношении двух членов комиссии уголовные дела были прекращены следствием по амнистии в связи с 70-летием Победы. 

Организаторы фальсификаций обозначены в уголовных делах, как неустановленные лица. 

Выборы в Корсакове в полной мере демонстрируют на, что могут расходоваться деньги из предвыборных «чёрных касс», которые формируются в каждом регионе под каждые крупные выборы. 

Заключение

Выборное дело Хорошавина демонстрирует обычную практику формирования предвыборных «черных касс», и конечно не должно быть квалифицировано как взятка в особо крупном размере по ч. 6 ст. 290 УК РФ. Деньги из «черных касс» обычно тратятся на приглашённых политтехнологов, электоральных юристов, изготовление агитации, и в том числе на криминальные технологии вроде прямой фальсификации выборов.

Однако действия Хорошавина и других обвиняемых имеют признаки преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 141 УК РФ (Воспрепятствование осуществлению избирательных прав) и ст. 141.1 УК РФ (Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения). По сравнению с наказанием за взятку в особо крупном размере (лишение свободы от 8 до 15 лет со штрафом) обвиняемые по ч. 2 ст. 141 УК РФ отделываются легким испугом, а по статье 141.1 УК РФ больше 10 лет никого не привлекали к ответственности. Более того, уголовные дела, связанные с выборами, имеют свою специфику, и в правоохранительных органах нужны специалисты, разбирающиеся во всех этапах избирательного процесса.

В данном случае проявляется несовершенство уголовного законодательства: за формирование должностными лицами предвыборных «черных касс» предусмотрено наказание, не сопоставимое с степенью их общественной опасности.

Мнение выражает личную позицию автора и может не совпадать с позицией движения «Голос».
Другие записи по теме «Наказание»
НовостьНаказание4 дня назад
Прокуратура попыталась ужесточить наказание для фальсификатора в Ульяновской области
Бывшему члену УИК № 2008 в Новой Малыкле Елене Захаровой назначили судебный штраф, однако прокуратура указывала, что такое мягкое наказание не способствует профилактике подобных нарушений впредь. Что ответил суд?
МнениеНаказание2 месяца назад
Райсуд в Ульяновской области оштрафовал члена УИК за попытку фальсификации избирательных документов
Людмила Кузьмина
НовостьНаказание10 месяцев назад
В Дагестане осудили наблюдателя-безопасника, «запугавшего» УИК
Комиссия поставила подписи за избирателей и вбросила 220 бюллетеней под нажимом наблюдателя от КПРФ
НовостьНаказаниегод назад
В Оренбурге двух учителей оштрафовали на 550 тысяч рублей за фальсификации
Они расписывались за несуществующих избирателей
Денис Шадрин: другие материалы автора
МнениеНаказание4 года назад
Под руководством председателя участка он помогал заполнять бюллетени за «надомников» вместе наблюдателем от ЛДПР и членом комиссии
МнениеНаказание4 года назад
Суд опубликовал решение по делу главы города Малмыж, которую признали виновной в организации фальсификаций
МнениеНаказание4 года назад
Как в городе Малмыж Кировской области судят фальсификаторов местного референдума
МнениеНаказание4 года назад
Зачастую суды не хотят обнародовать информацию о наказании фальсификаторов